Эксперты расходятся в прогнозах
07.05.2007 12:52 | wwwrian.ru
Российские эксперты расходятся в прогнозах развития Франции после победы лидера Союза за народное движение Николя Саркози на президентских выборах, но считают, что она кардинально не повлияет на отношения с Россией.
По данным министерства внутренних дел Франции, отвечающего за проведение выборов, на состоявшемся в воскресенье втором туре Саркози получил 53,06% голосов. За представительницу оппозиционной Социалистической партии Сеголен Руаяль проголосовали 46,94% избирателей.
"Голосование за Саркози - в значительной степени протестное голосование против утери идентичности Европы, против утери идентичности Франции", - сказал РИА Новости заведующий Центром международной безопасности Алексей Арбатов.
По его мнению, избрание Саркози, сторонника жесткой внутренней и внешней политики, стало реакцией на "беспредельное расширение" Европейского союза и нежелание иммигрантов подчиняться французским законам.
"Теперь в ход пойдет некий вариант французского "тэтчеризма", повышение производительности труда, быстрый рост экономики, но в ущерб определенным излишним социальным функциям, которые во многом разбаловали граждан, в том числе и граждан, приехавших во Францию", - сказал Арбатов.
Как считает глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, эти выборы имеют огромное значение для Франция, которая, по его словам, "находится на пороге крупных перемен".
Депутат отметил, что в последние годы в стране накопились много внутренних проблем, в частности, в экономике и социальной сфере, а также в миграционной. Здесь можно ожидать скорее радикальных, а не эволюционных реформ, причем в самое ближайшее время, прогнозирует Косачев.
Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов считает, что основной причиной победы Саркози на выборах является его курс на продолжение политики Жака Ширака.
"Французы предпочли стабильность, преемственность курса правоконсервативного правительства тем переменам и сдвигам влево, которые предлагала Сеголен Руаяль. Для Франции это означает, прежде всего, преемственность власти, упор на более жесткие методы обеспечения порядка внутри страны, на рыночные механизмы", - отметил Никонов.
С этой точкой зрения согласен руководитель Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. По его словам, поскольку Саркози является представителем той же партии, что и его предшественник, радикальных изменений в стране последовать не должно.
"Что касается отношений Россия-ЕС, то все, что могло произойти в них без президентских выборов во Франции, произойдет и после них, а что не могло - не будет происходить", - убежден политолог.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что избрание Саркози на высший государственный пост принципиальных изменений в отношениях между Францией и Россией не принесет.
"Я не думаю, что в отношениях между нашими странами произойдут какие-то кардинальные изменения. У Саркози, как и у Руаяль, были пожелания в адрес России по вопросам прав человека, европейских ценностей - обо всем том, о чем говорят и говорили до выборов в республике. Но традиционно мы остаемся одним из важных партнеров Франции", - заявил Коновалов.
Депутат Косачев, в свою очередь, отметил, что российско-французские отношения находятся на очень высоком уровне, а потому он не ожидает в них существенных перемен.
"Интересы России и Франции как минимум не противоречат друг другу и как правило совпадают", - сказал он.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий также выразил надежду, что курс российско-французских отношений не изменится и останется конструктивным, нацеленным на взаимное сотрудничество. Он отметил, что Россия и Франция традиционно занимают схожие позиции по многим международным ключевым вопросам, в частности, по поводу мирного разрешения ситуации в Ираке.
Вместе с тем Слуцкий отметил, что "пока Саркози несколько скептически высказывается по отношению к России".
Глава фонда "Политика", еще раз напомнив, что Саркози - преемник курса Ширака, а голлисты "всегда были в большей степени сторонниками независимой внешней политики и особых отношений с рядом крупных стран, в том числе, и с Россией", тем не менее предупредил о том, что возлагать надежды на сближение России и Франции не стоит.
"Известно, что Николя Саркози никакие тесные, в том числе личные связи с руководством России не связывают, в отличие от Жака Ширака. Поэтому ждать резкого сближения России с Францией, наверное, нельзя, тем более что отношения между Россией и странами НАТО и Евросоюза, куда входит и Франция, отнюдь не позитивные", - отметил Никонов.
Накануне выборов Саркози, говоря об отношениях с Россией, заявил: "Если вы спросите меня, с кем у Франции будут более близкие отношения - с США или с Россией, которую мы хорошо знаем по войне в Чечне, я отвечу вам: с США".
Комментируя эти высказывания, известный французский специалист в области выборных технологий, доктор политических наук Бернар Оуэн, неоднократно бывавший в России, выразил мнение, что они объясняются недостаточной информированностью Саркози в этой сфере.
"Я выскажу свое личное мнение. Я думаю, он не очень хорошо информирован о ситуации в Чечне",- сказал Оуэн в интервью РИА Новости и посоветовал новому президенту Франции "больше узнать о России".
Отвечая на вопрос о том, сохранит ли Париж дружеские отношения с Москвой, Оуэн выразил мнение, что изменений в двусторонних отношениях не произойдет.
"Я считаю, что Россия очень важная страна, ее надо серьезно рассматривать", - отметил он.
При этом эксперты разошлись в прогнозах развития отношений Франции с другими странами Евросоюза и с США.
"Франция будет лидером более тесного сотрудничества между Европейским союзом и США и, видимо, будет поддерживать США в более энергичной, агрессивной, силовой политике в мире", - считает заведующий Центром международной безопасности Алексей Арбатов.
Кроме того, по его словам, Франция может возглавить тот блок стран ЕС, который выступает против дальнейшего расширения Союза за счет включения в него таких стран, как Турция, Украина и Грузия.
При этом, отмечает эксперт, скорее всего, Франция будет ратовать за большую консолидацию стран Европейского Союза и большую внутреннюю интеграцию.
"Для Турции перспективы в настоящий момент сейчас выглядят более чем блекло. Для других стран, как Украина, Грузия, - то же самое", - сказал Арбатов.
С ним согласен и глава думского комитета по международным делам. "Можно предположить, что процесс интеграции таких кандидатов в Евросоюз, как Турция, с приходом Саркози будут ожидать дополнительные трудности", - сказал Косачев.
Вместе с тем он отметил, что провал во Франции референдума о конституции Евросоюза существенным образом ограничил возможности страны играть ведущую роль в вопросах европейской интеграции, на что она традиционно претендовала.
В свою очередь, заведующий центром европейских исследований Владимир Гутник полагает, что "курс и во внутренней, и во внешней политике Франции, скорее всего, не претерпит изменений по сравнению с курсом, который проводился раньше Жаком Шираком".
Он напомнил, что, будучи кандидатом в президенты, Саркози неоднократно выступал против дальнейшего расширения ЕС.
"В этом смысле для России выбор Саркози и полезен, поскольку Россия не очень заинтересована в дальнейшем расширении Европы, особенно касательно пространства бывшего СССР. В этом отношении осторожная внешняя политика Саркози, скорее всего, согласуется со внешней политикой России",- отметил эксперт.